На ИФФ прошел межрегиональный круглый стол о роли преподавания русского языка в вузе
1 марта 2023 года, по инициативе кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» ИФФ был проведён Межрегиональный круглый стол на тему «Место и роль дисциплины ˮРусский язык и культура речиˮ в программе подготовки студентов высших учебных заведений».
Цель научного мероприятия – обмен опытом преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» (и смежных дисциплин) в высших учебных заведениях Российской Федерации.
В работе круглого стола в дистанционном формате приняли участие преподаватели Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева и Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
1. Цель и содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» (и смежных дисциплин) в вузах разного профиля.
2. Связь дисциплины «Русский язык и культура речи» с будущей профессиональной деятельностью студентов.
3. Традиционное и новое в практике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузах.
В ходе обсуждения первого вопроса было представлено два доклада. Галина Горлова, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева, представила сообщение на тему «Дисциплина ˮРусский язык и культура речиˮ в контексте риторизации гуманитарного образования в вузе». Она обратила внимание на важность формирования риторических знаний и умений у студентов высших учебных заведений.
В Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина с 2022-2023 учебного года дисциплина «Русский язык и культура речи» была заменена на дисциплину «Речевые практики». Юлия Южакова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, и Марина Сомова, кандидат филологических наук, доцент этой же кафедры, выступили с докладом на тему «ˮРечевые практикиˮ: новая дисциплина или преемница предмета ˮРусский язык и культура речиˮ?». Они отметили, что, несмотря на близость целей дисциплин, предмет «Речевые практики» более практикоориентирован.
По второму вопросу выступила Наталья Куприянова, старший преподаватель кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета. В докладе на тему «Формирование ментального лексикона как основы речевой
компетенции на занятиях по дисциплине ˮРусский язык и культура речиˮ» она сделала акцент на том, как изучение языка способствует расширению общей и специальной эрудиции студентов.
В ходе обсуждения третьего вопроса были представлены доклады старших преподавателей Пензенского государственного университета. Людмила Гурьянова поделилась опытом использования технологии «дебаты» на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи», а Ирина Алешина рассказала об интерактивных методах обучения, используемых ею в преподавательской деятельности.
В заключение все участники отметили, что проведённое научное мероприятие было актуальным и полезным. Ведущий круглого стола доктор филологических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой «Русский язык и методика преподавания русского языка» Инесса Родионова подчеркнула, что главная цель дисциплины «Русский язык и культура речи», а также смежных дисциплин – способствовать тому, чтобы выпускник вуза умел эффективно общаться в различных ситуациях. Это умение, безусловно, поможет ему реализоваться в профессии.
По окончании круглого стола все его участники получили сертификаты.