Педагогическая практика магистрантов 1-го года обучения (магистерская программа «Русский язык»)
С 29 февраля по 4 апреля магистранты 1-го года обучения проходили педагогическую практику на базе Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ.
Волкова Наталья Игоревна вела практические занятия по исторической грамматике у студентов 3 курса (темы: «Имя существительное», «Местоимение», «Имя прилагательное»). Все занятия были тщательно подготовлены, причём с перспективой (конспекты подавались на проверку задолго до занятия с целью своевременно устранить недочёты). К каждому занятию готовилась презентация с большим количеством разнотипных примеров, в том числе примеров из текста «Жития протопопа Аввакума», по материалам которого Наталья Игоревна пишет магистерскую диссертацию на тему «Язык оригинальных памятников письменности втор. половины XVII века». Задания для самостоятельных и контрольных работ были продуманы, критерии оценивания разработаны, после каждой проверки знаний отрабатывались допущенные ошибки. Постоянно проверялись рабочие тетради (переводы, транскрипция древнерусского текста и другие виды самостоятельной работы).
Кроме учебной деятельности, Наталья Игоревна помогала в оформлении презентации и ассистировала во время работы «Школы молодого учителя» на тему «Особенности организации работы по подготовке к Олимпиаде по истории русского языка», участвовала в проведении мастер-класса для школьников, готовящихся к Олимпиаде по русскому языку, с вопросом «История форм прошедшего времени». Подготовленные ею задания заинтересовали ребят, а магистранту дали возможность ещё раз апробировать материал магистерского сочинения.
Педагогическая практика органично сочеталась с научной работой. Наталья Игоревна приняла участие в организации Международной научно-практической конференции «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования», на которой выступила с докладом на тему «Языковой портрет протопопа Аввакума (на материале «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного»). Кроме этого, во время практики она подготовила научно-просветительский проект «Разработка системы заданий для занятий по исторической грамматике на материале произведений древнерусской литературы», который успешно защитила на Всероссийском форуме русского языка, посвящённом наследию акад. И. И. Срезневского в Рязанском государственном университете им. С. А. Есенина (12-15 апреля 2016 г.), продемонстрировав высокий уровень научно-методической подготовки.
За время практики Наталья Игоревна проявила себя как человек ответственный, отзывчивый, прекрасно владеющий научными знаниями и методическими приёмами. Оценка за практику – «отлично».
Михайлова Татьяна Денисовна посещала лекционные и практические занятия по дисциплине «Современный русский язык. Синтаксис», чтобы познакомиться с методическими приёмами, которыми владеет научный руководитель, координатор практики доцент И. Г. Родионова. Кроме того, провела лекционное занятие по теме «Главные члены предложения и способы их выражения», подготовила и провела интерактивную лекцию по теме «Составное именное сказуемое». Занятия были тщательно подготовлены, подобран иллюстративный материал, а также самостоятельно разработано практическое задание, связанное с темой магистерской диссертации Т. Д. Михайловой – «Грамматический аналитизм предикативных фразеологизмов в современном русском языке». Магистрант установила контакт с аудиторией, студенты проявили активность, заинтересованность. Занятия были проведены на высоком научно-методическом уровне.
Кроме учебной деятельности, Татьяна Денисовна выполняла и другие виды работы:
- была участником круглого стола в МБОУ СОШ № 56 г. Пензы со старшеклассниками школ города, посвящённого изучению учебных предметов и подготовке к сдаче ЕГЭ. Мероприятие проводилось в рамках Всероссийской акции «Сто баллов для победы», организованной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки;
- приняла участие в Международной научно-практической конференции «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования», на которой выступила с докладом на тему «Семантико-грамматические функции связки быть при предикативных фразеологизмах».
За время практики Т. Д. Михайлова проявила себя как человек ответственный, владеющий научными знаниями и методическими приёмами. Оценка за практику – «отлично».
Нефёдова Яна Юрьевна проходила педагогическую практику на кафедре «Русский язык как иностранный» в качестве преподавателя русского языка. Все её студенты – будущие врачи. Яна Юрьевна изучила методическую литературу по преподаванию русского языка как иностранного, всегда ответственно подходила к планированию занятий, подбирала интересный материал, соответствующий методическим рекомендациям.
За время практики она умело строила отношения с учащимися, проявила умения и навыки в общении с преподавательским составом кафедры.
Во внеаудиторной работе со студентами ей удалось заинтересовать их, привлечь к участию в общественной жизни университета, в художественной самодеятельности. Под руководством Яны Юрьевны студенты из Иордании приняли участие в мероприятии, посвящённом Дню студента, в ежегодном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!» (Мониб Хатамлех выступил со стихотворением об Иордании на русском языке, сочинённом совместными усилиями. Ибрагим Амайрейх спел песню на родном языке о своей родине).
Студенты называют своего преподавателя и одновременно куратора «Мисс Яна», как принято в их стране. Яна Юрьевна как куратор постоянно решала какие-нибудь проблемы и отвечала на бесконечные вопросы, например: «Что такое белые замороженные шарики?» (о пельменях), «Почему в общежитии так плохо?», «Почему русские не любят решать проблемы?», «Почему меня боятся?», «Почему в России плохие дороги?» и т.п.
Яна Юрьевна водила студентов в православную церковь и мечеть, показала им разные интересные места нашего прекрасного города. Она старается поддерживать студентов, когда у них серьёзные проблемы или они скучают по родным и близким.
Магистрант во время практики проявила не только организаторские, но и творческие способности. Поскольку не все аудитории приспособлены для презентаций, приходилось обходиться картинками, чтобы получше узнать нашу страну. Чтобы студенты могли обучаться активно, а не только сидеть всё время, Яна Юрьевна подбирала динамичные упражнения (например, при изучении глаголов движения студенты соответственно «передвигались»).
Педагогическая практика органично сочеталась с научной работой. Яна Юрьевна подготовила научную статью на Международную научно-практическую конференцию «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования» (тема статьи «Исконно русская лексика как источник терминологии иконописания»).
За период практики студентка приобрела знания по русскому языку как иностранному и методике его преподавания, умения практической работы с иностранными студентами.
Отзывчивая, доброжелательная, всегда готовая помочь и поддержать, Яна Юрьевна заслуживает оценки «отлично».
Чуракова Владислава Дмитриевна читала лекции и вела практические занятия по дисциплине «Проблемы общего языкознания» у студентов 3 курса (темы: «Язык и культура», «Языковые контакты»). Прежде всего отметим высокий уровень филологической культуры магистранта, проявившийся в отборе материала для лекций и во время их чтения. Темы разрабатывались строго по плану, подробно указывались источники, лекции отличались чёткостью структуры, логичностью изложения научного материала, уникальной способностью выделять интонацией необходимые положения. Прочитанные лекции всегда носили проблемный характер: в ходе лекции Владислава Дмитриевна ставила вопросы и давала на них исчерпывающие ответы, опираясь как на авторитетные научные источники, так и на данные других языков. На лекциях по общему языкознанию магистрантка продемонстрировала прекрасное владение английским языком, что выразилось в примерах, очень кстати подчёркивающих сравнительно-исторический и типологический характер изложенного материала.
Практические занятия, проведённые Владиславой Дмитриевной, отличались чёткой организацией. Она строго следовала плану, требовала записывать необходимый материал. Быстро запомнила студентов, называла всех по именам, оценки комментировала и обосновывала. На лекциях и семинарах был апробирован интересный для студентов теоретический и фактический материал по теме магистерской диссертации «Диалектная лексика цвета в контексте истории русского языка и культуры». Авторский материал, репрезентирующий отражение в диалектной лексике цвета русской культуры, традиций и контактов с другими языками, родственными и иносистемными, замечательно дополнял учебный, что усиливало интерес студентов к русскому языку, русской истории и культуре.
Кроме учебной деятельности, Владислава Дмитриевна активно и плодотворно участвовала в организации и проведении II городской Олимпиады для школьников «Язык – это история народа».
Во время педагогической практики она продолжала научную работу. Владислава Дмитриевна приняла участие в организации Международной научно-практической конференции «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования», на которой выступила с докладом на тему «Концепт «серое» в говорах русского языка (на материале «Словаря русских народных говоров»). Как победитель I Международного конкурса научно-исследовательских работ «Перспективы науки – 2015» (II место среди магистрантов по направлению «Гуманитарные науки») она была приглашена к дальнейшему сотрудничеству и за время педпрактики завершила новое научное исследование «Русская диалектная лексика цвета как показатель языковых контактов с носителями иносистемных языков (к постановке проблемы)». По результатам III Международного конкурса научно-исследовательских работ «Перспективы науки – 2016» Владислава Дмитриевна заняла I место среди магистрантов по направлению «Филологические науки».
За время педагогической практики Владислава Дмитриевна проявила себя как человек ответственный, отзывчивый, прекрасно владеющий научными знаниями и методическими приёмами. Оценка за практику – «отлично».
Научные руководители – д. филол. н., проф. С. В. Кезина,
к. филол. н., доцент И. Г. Родионова
Зав. кафедрой «РКИ» – д. филол. н., проф. В. В. Шмелькова