В Законодательном Собрании Пензенской области ученые, депутаты, учителя и представители общественных организаций обсудили концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и направили свои предложения в Государственную Думу РФ
14 октября 2013 года в Законодательном Собрании Пензенской области состоялось обсуждение проекта нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, разработанного учеными Института российской истории РАН с участием преподавателей ВУЗов и учителей истории - членов Пензенского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания». Инициатором обсуждения проекта выступила Пензенская региональная общественная организация социальной поддержки и защиты граждан «Сурская семья». Данную инициативу поддержали Законодательное Собрание Пензенской области, историко-филологический факультет Пензенского государственного университета, Отделение Российского исторического общества в Пензе, Пензенский институт развития образования, Молодежный парламент Пензенской области и ведущие учителя истории Пензы и Заречного. Модератором совещания выступил декан историко-филологического факультета Пензенского государственного университета, Председатель Отделения Российского исторического общества в Пензе Олег Васильевич Ягов. Открыл заседание заместитель председателя Законодательного Собрания Пензенской области Александр Иванович Еремкин, который предложил усилить региональный компонент в новом УМК по отечественной истории. Также на заседании выступили исполнительный директор ПРОО социальной поддержки и защиты граждан «Сурская семья» А. В. Коробенкова, заведующий кафедрой истории России, краеведения и методики преподавания истории ПГУ, депутат Законодательного Собрания Пензенской области В. В. Кондрашин, декан факультета управления образования ПИРО Н. И. Полосин, декан факультета развития содержания образования ПИРО Е. А. Прохорова, руководитель направления «История и правовое образование» историко-филологического факультета ПГУ О. А. Сухова, учителя истории Н.Л. Переяслова, О. П. Цыганова, О. В. Соколова, И. В. Мурылев, член Молодежного парламента Пензенской области Н. Селюкина и другие.
В ходе полуторачасового обсуждения участниками заседания были высказаны следующие предложения для разработчиков концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории:
1. Раздел V. Россия в «годы великих потрясений» хронологически выстроить не с 1914 года, а с начала XX века.
2. Обратить внимание на то, что в школьном учебнике истории должны быть сформулированы понятия. Более тщательно разработать понятийный аппарат, взвешенно отнестись к выбору персоналий.
3. Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг. разделить на две части: Россия в постсоветский период и Российская Федерация на современном этапе.
4. Тщательно продумать структуру линейной системы. Дополнить историко-культурный стандарт школьного образования аналогичным стандартом среднего специального образования, чтобы при переходе на линейную систему ученики, ушедшие из школы после 9 класса не были лишены возможности изучать историю XX-начала XXI вв.
5. Предоставить регионам право издавать учебные пособия и методические материалы, касающиеся региональной истории.
6. Более тщательно проработать проблему соответствия структуры УМК с ФГОС.
7. Дать более четкую формулировку, касающуюся «формирования в сети Интернет единого научно-образовательного пространства».
8. Не до конца понятна концепция синхронизации истории России и всеобщей истории. Предусматривается ли Концепцией синхронизация гуманитарного образования в целом? Как будет разрешаться проблема соответствия возрастных особенностей и возможностей учеников среднего звена содержания материала курсов всеобщей истории (Новая история)? Привести в соответствие декларативные заявления о культурно-антропологическом подходе с реальными подходами к изучению истории в УМК.
9. Определиться с тем, что является главным в изучении истории – формирование мировоззрения, представлений об историческом процессе или воспитание патриотизма.
10. Учебник не может быть просто «навигатором» и содержать оценочные суждения, а должен с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся иметь серьезную фактологическую базу.
11. Изучение в 11 классе раздела «История России в мировом контексте» существенно затруднит подготовку школьников к итоговой аттестации.
12. Для полноценного освоения курса «история России» необходимо увеличить количество часов на его преподавание.
13. Обратить внимание на углубленное изучение истории русской культуры и Русской Православной Церкви.
14. Насколько целесообразно включение в Концепцию раздела «Перечень трудных вопросов истории России»? Предполагает ли этот перечень список «правильных» ответов? Насколько такая постановка вопроса соотносится с логикой развития исторического знания? Предложение: исключить раздел «Перечень трудных вопросов истории России» из УМК по отечественной истории.
Все перечисленные предложения и замечания были направлены в общероссийскую общественную организацию «Национальная родительская ассоциация» и в аппарат Государственной Думы Российской Федерации.
Напомним, что 23 октября 2013 г. в 14.30 ч. в РИА «Новости» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация» проведет обсуждение проекта Историко-культурного стандарта единого учебника истории России.
Данное обсуждение – итог массовой дискуссии среди представителей родительского сообщества в 60 регионах России. В дискуссии приняло участие 7500 человек, сформулировано свыше 1000 замечаний и предложений, поступивших, в том числе от пензенских историков, парламентариев и представителей общественных организаций.
Ведущий:
- Гусев Алексей Владимирович, ответственный секретарь Координационного совета Национальной Родительской Ассоциации, заместитель министра образования Московской области, кандидат исторических наук, почетный работник сферы молодежной политики РФ.
Спикеры:
- Швецова Людмила Ивановна, сопредседатель Национальной Родительской Ассоциации, заместитель Председателя Государственной Думы РФ, кандидат политических наук;
- Чубарьян Александр Оганович, академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН, научный руководитель рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;
- Петров Юрий Алексанрович, директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор;
- Петров Андрей Евгеньевич, ответственный секретарь Российского исторического общества;
- Секиринский Денис Сергеевич, секретарь рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, зам. директора Института всеобщей истории РАН;
- Панкин Павел Павлович, председатель Московского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»;
- Шелохаев Валентин Валентинович, доктор исторических наук; главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель центра «История России в ХIХ - начале XX в.»;
- Мягков Михаил Юрьевич, научный директор Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук
- Мазуров Алексей Борисович, ректор ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», депутат Московской областной Думы, доктор исторических наук, профессор.
Темы для обсуждения:
- «Новое – хорошо забытое старое? Нужен ли возврат к линейной системе преподавания истории?»
- «Новый учебник истории, ФГОСы, ЕГЭ… – кто кого?»
- «Сколько будет учебников у наших детей?»
- «Преподавание истории, как способ воспитания, есть ли перспективы?»
- «История России: человек или политика, что важнее?»
- «Персоналии и даты. Исчерпывающ ли список стандарта?»
- «Сложные вопросы истории России и их отражение в стандарте»
- «История современности. Брать или не брать в стандарт?»