Вышло методическое пособие профессора Галины Пранцовой «Дорога в словесное творчество»

01.11.2023 16:15

В издательстве «Библиомир» (г. Москва) при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вышло новое пособие профессора кафедры литературы и методики преподавания литературы ИФФ Галины Пранцовой и ведущего научного сотрудника лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, доцента Елены Романичевой «Дорога в словесное творчество».

Книга написана на основе работ (в том числе оставшихся в единичных экземплярах в библиотеках разных регионов России) выдающегося отечественного методиста-словесника Марии Рыбниковой (1885 – 1942). Часть её работ включена в издание во фрагментах или в полнотекстовом формате. В этой связи авторы выражают благодарность студентам историко-филологического факультета ПГУ профилей «Русский язык. Литература» и «Журналистика» за помощь в наборе текстов М.А. Рыбниковой.

В центре внимания пособия – методика обучения творческим сочинениям, которая, вслед за методистом, рассматривается авторами в единстве учебных занятий и внешкольной работы, формального и неформального образования. Концепцией книги послужили слова самой М.А. Рыбниковой: «учить писать, чтобы научились читать». Это определило и структуру пособия, в котором к каждой главе даны развернутые комментарии, позволяющие исследователю, предметнику-практику увидеть логику работы в целом и быстро ориентироваться в материале. Авторы книги предлагают учителям-словесникам вместе со своими учениками пройти увлекательный путь от формирования на литературно-образовательных экскурсиях умения видеть, понимать и интерпретировать увиденное, через работу с богатством русских загадок и пословиц к творческим работам – одному из показателей становления свободно и самостоятельно мыслящего человека. Так, авторы актуализируют идею М.А. Рыбниковой о новой методике обучения творческим сочинениям на основе демонстрации работы с рассказом А.П. Чехова «Мороз», через литературную игру в образы и иные методические приемы, ведущие через единство осмысления композиции, формы и языка к овладению школьниками «искусством видеть, умением схватывать глазом окружающее … и закреплять словом» (М.А. Рыбникова).

Приложения к пособию могут послужить богатой основой для внеурочной, проектной деятельности по литературе.

Книга адресована руководителям литературных студий и кружков, учителям-словесникам и учителям начальных классов, библиотекарям, исследователям, занимающимся проблемами детского творчества, – всем тем, кто интересуется проблемами детского сочинительства и ведет с детьми и подростками занятия по литературному творчеству.

Издание книги приурочено к объявленному Указом Президента Российской Федерации 2023 году Годом педагога и наставника.

» Последнее в рубриках:
17.01.2025 16:04 Краеведы ИФФ представили новый номер журнала и подвели итоги 2024 года
17.01.2025 15:57 Преподаватели ИФФ выступили на открытии олимпиады «Гуманитарий XXI века»
27.12.2024 13:15 Краеведы ИФФ презентовали номер журнала «Пензенское краеведение» и выбрали председателя молодёжного отделения РООКПО
26.12.2024 13:15 Историко-филологический факультет приглашает на конференцию «Лебедевские чтения»
20.12.2024 18:14 Доцент Лариса Перепелкина провела обзор рождественской прозы для студентов-филологов
20.12.2024 18:09 Студенты ИФФ стали участниками выставки «А не пензяк ли я? Рефлексии на тему идентичности»
16.12.2024 19:00 На ИФФ прошли секции региональных Рождественских образовательных чтений
16.12.2024 18:55 Мария Перфилова приняла участие в Первом Евразийском конгрессе лингвистов
13.12.2024 12:30 Археологи ИФФ подвели итоги сезона 2024
13.12.2024 12:18 В Студенческом обществе по изучению военной истории разобрали путь к успеху П.И. Багратиона и М.Б. Барклая де Толли