Вышло методическое пособие профессора Галины Пранцовой «Дорога в словесное творчество»
В издательстве «Библиомир» (г. Москва) при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вышло новое пособие профессора кафедры литературы и методики преподавания литературы ИФФ Галины Пранцовой и ведущего научного сотрудника лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, доцента Елены Романичевой «Дорога в словесное творчество».
Книга написана на основе работ (в том числе оставшихся в единичных экземплярах в библиотеках разных регионов России) выдающегося отечественного методиста-словесника Марии Рыбниковой (1885 – 1942). Часть её работ включена в издание во фрагментах или в полнотекстовом формате. В этой связи авторы выражают благодарность студентам историко-филологического факультета ПГУ профилей «Русский язык. Литература» и «Журналистика» за помощь в наборе текстов М.А. Рыбниковой.
В центре внимания пособия – методика обучения творческим сочинениям, которая, вслед за методистом, рассматривается авторами в единстве учебных занятий и внешкольной работы, формального и неформального образования. Концепцией книги послужили слова самой М.А. Рыбниковой: «учить писать, чтобы научились читать». Это определило и структуру пособия, в котором к каждой главе даны развернутые комментарии, позволяющие исследователю, предметнику-практику увидеть логику работы в целом и быстро ориентироваться в материале. Авторы книги предлагают учителям-словесникам вместе со своими учениками пройти увлекательный путь от формирования на литературно-образовательных экскурсиях умения видеть, понимать и интерпретировать увиденное, через работу с богатством русских загадок и пословиц к творческим работам – одному из показателей становления свободно и самостоятельно мыслящего человека. Так, авторы актуализируют идею М.А. Рыбниковой о новой методике обучения творческим сочинениям на основе демонстрации работы с рассказом А.П. Чехова «Мороз», через литературную игру в образы и иные методические приемы, ведущие через единство осмысления композиции, формы и языка к овладению школьниками «искусством видеть, умением схватывать глазом окружающее … и закреплять словом» (М.А. Рыбникова).
Приложения к пособию могут послужить богатой основой для внеурочной, проектной деятельности по литературе.
Книга адресована руководителям литературных студий и кружков, учителям-словесникам и учителям начальных классов, библиотекарям, исследователям, занимающимся проблемами детского творчества, – всем тем, кто интересуется проблемами детского сочинительства и ведет с детьми и подростками занятия по литературному творчеству.
Издание книги приурочено к объявленному Указом Президента Российской Федерации 2023 году Годом педагога и наставника.
19.04.2025 11:21 | Студенты ИФФ обсудили судебные процессы о геноциде мирного населения в годы Великой Отечественной войны |
18.04.2025 07:33 | Студенты ИФФ почтили память молодогвардейцев |
17.04.2025 17:51 | Историки ИФФ подвели итоги работы секций XXVI «Лебедевских чтений» |
17.04.2025 17:46 | На ИФФ состоялся исторический час «Берлин – 1945» |
17.04.2025 17:40 | На ИФФ подвели итоги диктанта, посвящённого 80-летию Победы |
16.04.2025 07:49 | Программа конференции "Буслаевские чтения" |
15.04.2025 18:05 | Историки ИФФ провели первое молодёжное заседание в клубе «Краевед» |
15.04.2025 17:58 | Магистрант Юлия Лубошникова стала призером конкурса «Призвание: труд и образование» |
13.04.2025 08:22 | Неделя краеведения: лекция о жизни поэта-декабриста Ивана Анненкова |
09.04.2025 17:07 | Студенты ИФФ выполнили задания финального этапа олимпиады "Я-профессионал" по истории и культуре |