Деловая игра «За чистоту русского языка!»20.11.2013 21:53
Судьба русского языка волнует не только специалистов (профессиональных филологов, лингвистов), но и людей, чья будущая профессия напрямую связана скорее с цифрами, чем со словами. В этом можно было убедиться в ходе деловой игры «За чистоту русского языка!», которую 15 ноября 2013 года провела старший преподаватель кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Наталья Сергеевна Куприянова со студентами педагогических специальностей ФМФ: 12ФПИ1 и 12ФПМ2. Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Важно также отметить, что деловая игра – это и коллективный метод обучения. Метод деловой игры представляет собой специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст, причём «происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности» [Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987. С. 63]. Накопив за первую половину семестра достаточно знаний о нормах русского языка (фонетических, орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических), студенты нефилологических специальностей были готовы к тому, чтобы определить проблемы, связанные с использованием родного языка, и наметить пути их решения. Деловой игре «За чистоту русского языка!» предшествовал подготовительный этап: необходимо было установить, что больше всего не нравится, даже раздражает каждого в повседневном контексте употребления языка: анализу подверглась речь улицы, радио- и телеэфира, сети Интернет. Студенты педагогических специальностей групп 12ФПИ1 и 12ФПМ2, выявили 3 наиболее серьёзные, на их взгляд, проблемы: 1) экспансия матерных слов; 2) необоснованное употребление иностранных слов; 3) ненормативное произношение и ударение в частотных словах (особенно в теле- и радиодискурсе). В ходе деловой игры студенты разделись на несколько рабочих групп – рекламных агентств, получивших социальный заказ от администрации города выработать комплекс мер, призванных повысить уровень речевой грамотности и языковой компетентности горожан. Оказалось, что математики чутко реагируют на негативные явления, обусловленные нарушением языковых норм, и способны предложить весьма эффективные методы борьбы с ними. Среди мер, формирующих речевую грамотность, были предложены как запретительные, так и превентивные (социальная реклама для телевидения и Интернета, плакаты, баннеры). Была высказана мысль о том, что важно сделать так, чтобы материться стало немодным, чтобы безграмотность высмеивалась. Безусловная польза деловой игры «За чистоту русского языка!» была выявлена на этапе рефлексии: практически каждый из участников заявил, что действительно всерьёз задумался, как язык влияет на жизнь, формирует круг общения, даёт возможность сделать карьеру.
|